Abstract
По определению Владимира Даля, «Херувимский ладан – огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства».
По определению Владимира Даля, «Херувимский ладан – огарины ладана, после каждения во время херувимской; им приписывают целебные свойства».
Я попытался отследить историю происхождения этого вещества и традиции. Вот история из 18 века о старице Досифеи, которая подвизалась в Киево-Печерской Лавре. Не раз послушнику Феофану, доводилось быть свидетелем ее прозорливости. Так, однажды, прп. Досифея попросила принести себе «херувимского ладана». Положив его в келье, она раздавала этот ладан приходившим к ней людям, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 года в Киеве случилась моровая язва, унесшая многие жизни. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у Досифеи ладан, остались невредимы. (Киевский Афон. http://www.kitaevo.kiev.ua/history.htm)
Религия
Многие же старцы XIX века, например? Амвросий Оптинский, относили использование херувимского ладана к суевериям и предрассудкам.
«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира». Преподобный Амвросий Оптинский. «Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».
Кликуши голосят именно в той части литургии верных, которая предшествует пению Херувимской, от кликушества помогает “херувимский” ладан – им кадили в киевских пещерах во время пения Херувимской. Максимов С. В. Собрание сочинений СПб., б/г. Т. 18. С. 160-163
Так, в одном семействе повторялись семейные несчастья. Супруги поехали в Оптину пустынь и обратились за помощью к своему земляку, иеромонаху Гавриилу. Тот вздумал было помочь их горю херувимским ладаном, но предварительно пошел с этим делом за благословением к старцу Леониду. “Чудак ты, – сказал ему старец, – поможет ли тут херувимский ладан? Где гнев Божий, там Господь не щадит и Своей святыни. Тут потребно искреннее покаяние во грехах, за которые послан гнев Божий, и исправление”.
В журнале “Руководство для сельских пастырей” 1877. Т. 2. № 31 (31 июля). С. 424 – 429. (Раздел: “Решение вопроса, предложенного редакцией”), есть интересное место в редакционной переписке: Вопрос: З-ин П. Имеет ли “херувимский ладон” спасительную или сохранительную силу, и следует ли давать его просящим, как спасительное средство в болезнях или других каких-либо случаях?
Хорошо ли кадить дома ладаном? Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?
Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение. Но носить ладан вместе с крестом на груди — нельзя, поскольку так он по святости как бы приравнивается к кресту.
Что такое «херувимский ладан» и каково его отличие от обыкновенного?
Считалось, что от кликушества может уберечь (излечить) купание в крещенской проруби; накладывание пелены от рак преподобных; девятичинная просфора; пепел из церковных кадил (от трех великих обеден или «херувимский» ладан из Киева): ладанный пепел двенадцать зорь настаивают на богоявленской воде, взятой из трех — или из двенадцати — церквей, а затем поят этим настоем больных (Калуж., Орл. и пр.). (Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука, 2000)
Магия Поиск кладов
У пасхальной ночи свои сюрпризы. В субботу с наступлением темноты надо отправляться за околицу искать клады. И сигнал — огоньки. Кладоискателям надо взять крест, херувимский ладан, страстную свечку и знать при этом воскресную молитву. Только упаси вас Бог произносить браные слова во время поисков. (Вячеслав Федоров. «Пираты Волги»)