Алойное дерево

благовоние

Citation
, XML
Authors

Abstract

Об алойном дереве, одном из древнейших в мире благовонных курениях.

Rate this:

Синонимы: Агиловое дерево, Орлиное дерево
Названия: Aquilaria agallocha (современное ботаническое), Xyloaloes (средневековое литинское)  
Aquilaria malaccensis (Малайя) 
Aquilaria grandiflora (Хайнань)
Aquilaria moszkowskii (Суматра) 
Krsna agaru (санскр.) 

В Индии алойное дерево называется Агару от этого слова и происходит название Агарбатти — то есть благовонные курения. Сейчас так в Индии называют палочки. В прежние времена палочки всегда изготовлялись из перемолотого в порошок вещества таковыми были сандал и алоэ. Теперь палочки делают из угля, а затем пропитывают маслами.

Ботаническое название Aloexylon Agallochum происходит от греческого aloe и xylon можно предположить название — “дерево имеющее вкус алоэ”. Очевидно когда орлиное дерево попало в Европу то определяющим фактором был его вкус горьковато-вяжущий. В Библии упоминается в Числах XXIV,6; в Песни Песней IV,14 под именем “Стакти”; ис. Сирах XXIV; Псалт. XLIV,9. В книге Исход Господь показал Моисею дерево, которое тот бросил в горькие воды Мерры, от чего они сделались сладкими. (Исход XV. 25) Достоверность этой легенды из Библии подтверждается тем что арабы при помощи кусочка алойного дерева исправляли вкус воды. Особенно важным это считалось для путешественников. Авиценна писал что, ни от чего так не страдают купцы и путешественники как от перемены воды, для исправления ее вкуса в нее нужно класть немного глины взятой возле своего дома и кусочек алойного дерева.

Древесина алоэ для благовоний годится не вся, а только та ее часть которая имеет вид определенных патологических образований, появляющихся после воздействия на древесину определенного вида насекомых. В пятидесятых годах пытались выращивать алоэ севернее Непала на территории Индии, дерево росло хорошо, но в нем не образовывался искомый продукт, тогда завезли необходимых насекомых обитающих на этом дереве, но насекомые к сожалению не ужились в новом климате. Так и стоят алойные деревья но в древесине их нет драгоценных ароматных кусочков.

Используется древесина комлевой части, основания ветвей в редких случаях кора. Благовонная древесина производимая алойным деревом бывает нескольких видов: та которую получают из сердцевины дерева, она тяжелая как камень и тонет в воде. Другой вид добывают из сочленений на дереве откуда вырастают ветви, она уже легче воды. Лучшим “агару” считается добываемое из сердцевины. Некий вид насекомых прогрызают в древесине дырки, агару в свою очередь защищается выделяя смолу в пораненное место, в этой борьбе образуется то самое что в торговле называется “алойное дерево”. В Индии говорят — “без дырок не бывает алойного дерева.

Лучшее Алойное дерево растет в непроходимых джунглях Ассама, простому человеку туда лучше не соваться, масса ядовитых насекомых, тигры, леопарды и т.д. В джунгли же за алойным деревом ходят только местные охотники, которые найдя подходящее, желательное старое дерево, срубают его и кусками приносят к себе в деревню. Там их уже поджидают скупщики, которые в свою очередь меняют дерево на спички, растительное масло и прочие такого рода вещи. После чего, куски необработанного дерева доставляются в крупные города в Ассаме, где особые мастера начинают добывать из этой древесины куски того что в дальнейшем в торговле называется алоэ или агару. Для этих целей используют специальный инструмент называемый — “батали”, он напоминает стамеску или долото, размером 30 — 40 см.

Известно правда, что здоровое дерево Aquilaria издает благоухание только будучи свеже срубленным; целые, необработанные куски его древесины, частично пропитанные смолой, шли на разного рода поделки в Индии и Китае, но не в благовония.

Местообитание: Бенгалия, Ассам, Бирма, Камбоджа.

Как же выглядит само дерево. Тибетский трактат о лекарственных растениях — “Вайдурья-онбо” говорит о двух его видах: черном и желтом. В трактате “Дун-бэ” уточняется: “листья пестрые, зеленые с белым. Цветки голубые и ароматные, вкус — вяжущий”. “Лучшим является черный агару цветки у него голубые, яркие их лепестки с жилками закручены, как рога дикого яка. Желтый агару бывает двух видов. У одного из них крупный желтый ствол, небольшие зелено-желтые листья, покрытые пушком, и ароматные голубые цветы. У второго тоже большой ствол, но блеклого красно-коричневого цвета, цветки бледно-голубые”.

Существует масса различных описаний как должно выглядеть настоящее, лучшее вещество, но есть основные свойства это куски дерева темно-коричневого или голубовато-серого цвета причудливых форм. Лучший сорт тонет в воде. Но самое главное это запах и как сказал один тибетский поэт: “О качестве “а-га-ру” спроси у огня, если дым пахучий — значит он хорош”.

Тибетцы описывают древесину алоэ так: “Сырье темно-синего цвета, напоминает рога дикого козла, твердое как камень Ман-жор, по другим источникам кусочки дерева серовато-коричневые с желтизной, с маслянистым запахом, это сырье высшего сорта”.

Диоскрид говорит: “Это древесина привозимая из Индии, твердая, плотная с приятным запахом. Кора ее напоминает расшитую в разные цвета кожу. Она входит в число курений и фимиамов”.

В средние века арабы насчитывали десять видов алоэ вот как их описывал Авиценна: “Лучший сорт алоэ — “мандалайский”, который привозят из Индии, а затем идет “индийский” который произрастает в горах. Лучший вид горный от которого в одежде не заводятся вши. Также еще имеется “самандурский” вид, который вывозят из местности Индии, которая называется “Софала” этот вид очень хорош. Вслед за ним идет “кхмерский” вид который родственен “софальскому” виду. Затем идут виды: “какулийский” от названия местности на Суматре, именуемый “парри”; “катайский”; и китайский, который зовется “касмурским”. Он мягкий и сладкий. Из всех приведенных выше лучший сорт “мандалайский”. А за ним идет “самандурский”. Он голубого цвета, полный, плотный и тонет в воде. И он не должен иметь вовсе беловатого цвета. Он хорошо выдерживает огонь. А также он бывает черного цвета, но лучший — голубой. Хорош и кхмерский вид совершенно черного цвета без белой примеси. Лучший вид тот, древесина которого вследствие тяжести опускается на дно воды. А тот что не опускается на дно нехорош”.

Иногда для некоторых вещей относительное прилагательное становится именем, как например для алойного дерева. Известно, что название “Мандалайское алоэ” происходит по названию местности “Мандали” которая находится в Верхней Бирме.

Абу Али ибн Мискавайх писал: “В алойном дереве имеется то, что приближает к нему острый мускус по аромату, в нем есть еще плохое, приданное ему дровами”.

Бируни различал несколько видов алоэ: “Лучший из них индийский, черный, маслянистый, тяжелый, известный под названием “бенгальский”. Затем следует вид из Чампы, у него более острый запах, чем у индийского, темный цвет его имеет черный оттенок. Затем идет вид “Камари” /Камбоджийский/ — легкого веса и беловатого цвета, в нем нет маслянистости и его употребляют в лекарственных кашках”. По другому мнению: “Лучшим алойным деревом является вид “Самандури” /по названию места в Индии/ Особенностью его является хорошее смешение с амброй и мускусом. А если примешать к двум последним что-либо кроме алойного дерева и положить на огонь, то из-за отсутствия хорошего смешения распространится запах этой посторонней примеси. Затем следует вид “Какулли” /от названия места на Суматре/, затем “Санфи”, затем “Камари” и наконец “Бенкали” /бенгальское/. Как видите мнения иногда расходятся в диаметральном направлении одни считают лучшим бенгальское алоэ другие видят его на последнем месте.

Существовало несколько способов получение благовонной древесины. Один из китайских авторов IX века описывает один из них который ипользовали жители Тяма: “Они срубают деревья и складывают их в штабеля на долгие годы. Когда деревья сгнивают и распадаются настолько, что остается лишь сердцевина и узлы, их кладут в воду, в которой они тонут, вот почему мы называем его “тонущее благовоние”. Если же оно плавает, а сердцевина его имеет рисунок с черными прожилками, — это благовоние “тцань” именуемое “кость цыпленка” и “конское копыто” и ни одно из них не имеет особых целебных свойств; они годятся только для окуривания одежды и изгнания запахов”.

Осведомлены были о качествах алойного дерева и в Средневековой Европе, Ян Черны сообщает: “Лучшее дерево алоэ серого цвета, ароматное, когда кладется на огонь от него исходит ароматный дым, и на поверхности его пенится смола. Если положить в воду, то утонет. Внутри же древесины имеется что-то наподобие смолы”.

Существовала масса легенд и вымыслов связанных с происхождением и добычей алойного дерева. Бируни считал что: “Древесина алойного дерева происходит от деревьев, растущих в зарослях, расположенных за горой, куда нет доступа. За горой имеется вода, а спереди — море; в горе имеется проход, через который вода выходит в море и несет упавшие алойные деревья. Люди султана следят за этим и когда находят алойное дерево, то закапывают его в землю на несколько лет. Затем вытаскивают, очищают и строгают ножом и стругом. Цель их при закапывании заключается в том, чтобы сгнило все рыхлое и легкое и осталось твердое”.

Амасиаци также подтверждает это: “Корень дерева сначала выкапывают, а затем снова зарывают в землю, чтобы избавиться от древесного привкуса и гнили и получить настоящее алойное дерево”. 
Арабские купцы в Индии скупали алоэ у храмовых служителей вот как они описывают это: “Идол, именуемый Мултан находится по соседству с Мансура. К нему приходят паломники из отдаленных областей, тратя на дорогу много месяцев. Они приносят туда индийский алоэ, именуемей АЛЬ КАМРУНИ по имени страны Камрун, в которой его производят. Этот алоэ самого лучшего качества. Паломники отдают его храмовым служащим для использования в качестве фимиама. Этот алоэ тогда оценивается в двести динаров за “мана” /Индийская мера веса около 32 кг./ Алоэ столь мягок, что на нем можно делать отпечатки”.

Было распространено алоэ и в мусульманском мире. Девятый век, описание свадебного обряда при Барменидах, читаем: “В каждой золотой курильнице лежал кусочек алоэ, схожий по виду с камнем на котором растирают благовония, и столько же султанской амбры”. Адий Ибн 3айда пишет: “Долго я смотрел ночью на огонь, он грыз индийское алоэ и гар”. Арабы называют “гар” то дерево при тлении которого распространяется приятный запах, например лавр (Laurus nobilis).

Арабский поэт сказал:  ”Как только погаснет огонь, кладут туда сырой “мандал”.

В XVII веке в Каабе жгли на углях жаровни алойное дерево, а нижнюю часть стены мазали составом состоящим из опилок сандалового дерева, пропитанных розовым маслом.

Буркхард — уроженец Базеля посетивший Мекку и Медину, в прошлом веке говорит, что алоэ широко употребляется по всему Востоку: его режут на мелкие куски и кладут в трубку на тлеющий табак, при этом оно испускает приятный запах.

В X веке в Индии у тамилов существовал обычай закутывать жениха в шелковую одежду пропитанную дымом алоэ.

В средневековых китайских куреньях алоэ занимало одно из главных мест, о чем свидетельствует множество упоминаний в литературе того времени. Вот четверостишие Ли Хэ, оно изображает юного вельможу, ожидающего рассвета в своей уединенной комнате: 
“Клубится-клубится дым “тонущего в воде”, 
Вороны кричат, кончается ночь, посветлело, 
В заливах болотца фузуны по волнам плывут, 
Охвачен мой стан холодною яшмою белой.” 
Есть сведения, что в Китае из древесины алоэ изготовлялись разные дорогие вещицы, фигурки богов, рукоятки кистей, порошком алоэ покрывались коробки и шкатулки они издавали приятный запах и в них не заводились древоточцы.

Доктор Ян Черны говорит: “Откуда происходит алоэ никто толком не знает, но есть предположение, что оно растет где-то в райских горах. И там в результате ветра ломается и падает и затем потоками рек приносится из рая в Индию где его находят местные жители”.

На Руси алоэ было известно уже в XI веке, под именем “Альгуи”, упоминание о нем встречается в Остромировом Евангелии и в Супрасальской рукописи.

В Ираке любители благовоний каждому дню недели приписывают свое благовоние, алоэ употребляется во вторник /под знаком Марса/.

В Кувейте если вам довелось попасть утром в дом купца или шейха, вы получите сразу чашечку кофе, по окончании визита следует окуривание ладаном или “удом” так арабы называют алоэ. Это напоминание о том, что пора уходить, “Баххар ва рух” — “Окурись и уходи” — типичное выражение в арабском обиходе.

Этот обряд совершается так: до ухода гостей кого-нибудь быстро посылают на женскую половину за ладаном, удом и курильницей, курильница наполняется тлеющим кизяком и угольками от лучины, туда кладется благовоние. Хозяин передает “мабхар” /курильницу/ гостям, которые держат ее у лица или под своими “абами”. После чего гости уходят. 
Использование
Из дерева чэнь — алоэ в Японии делали курильницы и жаровни. Для этого дерево покрывали несколькими слоями лака и позолотой, украшали узорами /род лака “макиэ”/ Такую жаровню описывает Сэй Сенагон писатель десятого-одиннадцатого веков в “Записках у изголовья”: “Сама императрица сидела перед круглой жаровней из ароматного дерева “чэнь”, покрытой лаком в золотую крапинку, с узором в виде пятнистой коры старого ствола груши”. Очевидно такая курильница изнутри была обделана металлом и когда металл нагревался под действием углей алойное дерево также начинало источать свой аромат.

В Средние века в Европе алойное дерево использовали как курение в аристократических домах в закрытых комнатах, как целительное средство при инфекционных болезнях./?/ 
О свойствах
Как сообщается в “The Ambrosia Heart Tantra” перевод Пема Дордже (Pema Dorjee): “При астме, алоэ смешанное со cливочным маслом зажигается и дым вдыхается”.

В Аюрведической медицине считается горячим в действии и поднимает таким образом vayu. В виде мази и в курении излечивает болезни причиненные vayu.

Благоуханный дым орлиного дерева считался в Китае равно, как и в Индии, благотворным для язв и ран.

Ибн Сина советовал окуривать алоэ бинты накладываемые на раны, считая что своим ароматом они принесут несомненную пользу.

“Природа ее горяча и суха во II степени. Делает приятным запах во рту. Полезно алоэ для зубов, нервов, мозга и органов чувств. Алойное дерево веселит сердце и отгоняет страх. Прекращает рвоту и полезно для печени”. Так писал про алоэ Амасиаци.

Это подтверждает Ян Черны: “Курением своим укрепляет мозг и нервы, и способствует веселью в сердце”.

Теофраст говорил, что аромат алоэ превосходит ароматы всех других благовоний. 
Я бы так описал свойство и запах агару. Когда кусочек дерева кладется на угли можно увидеть как на его поверхности начинает пузырится смола, потом появляется приятный бальзамический запах, отчасти похожий на запах почек бальзамического тополя. И вдруг вы понимаете что в секунды запах наполнил всю комнату сразу, то есть в какой бы угол комнаты вы не пошли запах там будет присутствовать с одинаковой силой. О запахе можно сказать что он просветляет сознание и зрение. Сразу все предметы становятся отчетливо различимы и внимание очень легко фокусируется.

Заменители, подделка и проверка: Подделывается древесина алоэ при помощи эфирного масла растения, Saussurea Lappa. Им пропитывают куски тяжелой древесины черного цвета, желательно тонущие в воде, которым прежде при помощи стамески придается вид настоящих кусков агару. 
Бэркил сообщает что для подделки алоэ служила древесина различных видов Gonostylus произрастающих на Борнео и Суматре. 
Алойное дерево в Индии 
Алоэ в Индии очень дорог, разлет цен в зависимости от качества велик, можно найти на рынке в Дели от трех тысяч рупий за кг до ста тысяч. (3300 USD по данным на 2008 год). Причем, возможно из того дерева, что подозрительно дешево, перед тем как оно попало на прилавок, паровой перегонкой отогнали эфирное масло, поэтому запах его достаточно слаб, но никто не может сказать что это не алойное дерево. А то что очень дорого может быть совсем и не алоэ, а искусной подделкой. Продающий с первых минут определяет кто перед ним специалист или любитель и в соответствии с этим предлагает настоящее или фальшивое. Товар этот сейчас в основном предназначается для богатых туристов из Японии и Персидского залива, у них есть деньги и они их на благовония не жалеют. Немногие индийцы могут позволить себе подобную роскошь. Поэтому в небольших лавочках и магазинах располагающихся рядом с местами мусульманского паломничества, вы можете найти алоэ. Это либо “Джама Масджид” в Старом Дели или “Маркас Масджид” в квартале Низамуддин. Еще продают алоэ в лавках лекарственных веществ, так как оно используется в Аюрведической, тибетской и в традиционной арабской медицине.

Когда я рассказал Камалю Низами о древнем способе получения благовонной древесины, приведенному выше в этой статье, он был очень удивлен, способ ему понравился, хотя он о нем прежде ничего не слышал. Последние тридцать лет он занимался торговлей благовониями и специализировался по алойному дереву. Он посетовал, что теперь вряд ли кто-либо имеет возможность ждать пять лет, надо кормить семью. За один день обработчик может произвести до 250 грамм алоэ. Лучшим деревом считается старое, в нем можно найти большое количество благовонных наростов. 
Цены на него в Дели и Бомбее таковы: кусок необработанного дерева стоит 2500 рупий за килограмм, если с него снята внешняя часть древесины белого цвета, то оно уже стоит 3500 рупий кило, затем при дальнейшей обработке 6,9,15и до 60000 тысяч рупий, в зависимости от качества дерева и содержания в нем эфирного масла. Самый широкий ассортимент алойного дерева можно найти в Бомбее в магазине Ajmal … на прилавках выставлено около 15 видов. Я видел там японских туристов которые покупали алойное дерево высшего качества килограммами. Рядом на этой же улице у разного рода подозрительных личностей можно купить нечто напоминающее алойное дерево, но лучше не соблазняться дешевизной. По внешнему виду они неотличимы, и даже если вы захотите проверить запах при помощи горения вам могут подсунуть маленький кусок настоящего алоэ.

Добыча алоэ строго лицензируется государством, нарушителей закона ждет тюрьма, это так как если бы кто-то крал у государства золото. Центр торговли алоэ в Ассаме находится на отведенном государством участке земли, где на специальном рынке под открытым небом собирается покупателей и продавцов около тысячи человек, и те и другие люди не бедные. Покупатели в основном все те же — богатые арабы с Гольфа. Также алоэ покупают производители хорошего, дорогого “пана” — жевательного табака, очень популярного в Индии. В основном алоэ добывается в небольшом штате Нагаланд, а продается в столице штата Ассам — Гаухате.

В десяти км. от Гаухаты есть храм, рядом с этим храмом растет алойное дерево которому более двухсот лет, надо сказать что теперь деревья такого возраста редкость их просто не осталось. Известно что чем старее дерево тем больше в нем алоэ, так вот это дерево круглосуточно охраняют вооруженные пистолетами люди. Почему потому что по оценкам местных “специалистов” охотников за алоэ в этом дереве может содержаться более ста килограммов отборнейшего алоэ, а это около 10 миллионов рупий или 300 тысяч долларов. Один из жрецов храма использует листья этого дерева для написания на них священных строк.

Теперь в Ассаме можно купить саженцы алойного дерева, стоимостью не более двух долларов 50 рупий, и начать это дерево выращивать, скажем у себя во дворе, но воспользоваться драгоценной древесиной смогут либо сыновья, либо внуки. 
Алоэ в Сказках Тысячи и одной ночи. 
В путешествиях Булукии описанных в 1001 ночи, путешествуя по морю как по суше благодаря волшебному соку, он доходит до острова который автор сравнивает с раем: земля на нем из шафрана, ограды из жасмина — “Там протекали ручьи, и вместо дров там лежало камарское и каккулийное алоэ”. 
Синдбад-мореход рассказывая о своих многочисленных путешествиях упоминает остров аль-Асират как место на котором растет камарское алоэ, за ним в нескольких днях пути на другом острове растет китайское алоэ, которое лучше камарского. Но жители этого острова хуже по вере и по образу жизни, чем жители острова с камарским алоэ: они любят развратничать и пьют вино и не знают азана и совершения молитвы.

После кораблекрушения Синбад-мореход попадает на чудесный остров, там безсчета разбросаны драгоценные камни, а также слитки золота и серебра. “Увидели мы на этом острове много наилучшего китайского и камарского алоэ, и бил на острове полноводный ключ из особого вида амбры, которая из-за сильного жара текла, как воск, по берегам ручья и разливалась по берегу моря.”