Лавровская, Елизавета Андреевна

русская оперная и концертная певица (контральто) и педагог

Citation
, XML
Authors

Abstract

(по мужу княгиня Цертелева), 1 (13) октября 1845, Кашин, ныне Тверской области, — 4 февраля 1919, Москва) — русская оперная и концертная певица (контральто) и педагог.

Rate this:

Виктор Бобров.
Портрет певицы Е.А. Лавровской. 1881

Лавровская, Елизавета Андреевна (по мужу княгиня княгиня Цертелева), 1 (13) октября 1845, Кашин, ныне Тверской области, — 4 февраля 1919, Москва) — русская оперная и концертная певица (контральто) и педагог. В 1851 её отец чиновник переехал в Москву, где Лавровская сперва воспитывалась в Московском Елизаветинском институте. Впервые обратила на себя внимание известного знатока церковного пения Багрецова, которому и принадлежит честь открытия её таланта; дальнейшее руководство музыкальным образованием Лавровской принял на себя итальянский педагог по вокалу – Фензи. Обладая ярко выраженными вокальными данными, обратила на себя внимание князя С. М. Голицына, который определил её обучение на казенный счет. В начале 60-х годов Лавровская поступила в С.-Петербургскую консерваторию, в класс Ниссен-Саломан; здесь на талантливую ученицу обратила внимание Великая Княгиня Елена Павловна, под покровительством которой Лавровская продолжала свое образование; в 1868 г. Лавровская, с большою серебряною медалью консерватории, поступила на петербургскую императорскую сцену и в самом скором времени стяжала самые горячие симпатии публики.

Вместе с Мельниковым, Меньшиковой, Леоновой, Никольским и другими Л. дала начало расцвету русской оперы в СПб. В 1868-72 и 1879-1880 пела на сцене Мариинского т-ра, в 1890-91- на сцене Большого т-ра. Выступала как концертная певица в России и за границей, пела в Лондоне, Париже, Берлине, Милане, завоевала мировую известность. В Париже её слушали Дж. Россини и директор “Гранд-Опера”, высоко оценившие талант певицы. В Бадене (Германия) брала уроки у Полины Виардо.

По обширности диапазона, ровности, симпатичному тембру голос Лавровской считался редким, исключительным явлением. Лучшие её партии были: Вани в “Жизни за Царя”, Княгини в “Русалке”, Фидее в “Пророке”, Ратмира в “Руслане и Людмиле”, Рогнеды, Груни (“Рогнеда”, “Вражья сила” Серова), Орфея (“Орфей и Эвридика” Глюка), Зибель (“Фауст”), Азучены (“Трубадур”) и др.

В начале 70-х годов артистка принуждена была, вследствие каких-то недоразумений с дирекцией, уйти со сцены и уехала в Париж, где продолжала свое вокальное образование под руководством Виардо-Гарсиа; в 1873 г. вышла замуж за князя Цертелева. В 1870 году произвела фурор в Одессе, в первый сезон открытия там русской оперы Бергера.

Петр Ильич Чайковский считал Лавровскую одной из выдающихся представительниц русской вокальной школы. Он отмечал “чудный, бархатный, сочный” голос Лавровской, художественную простоту её исполнения, глубокое проникновение в стиль музыкального произведения. Он писал о Лавровской: “И что всего дороже в Лавровской, так это то, что она не прибегает ни к каким внешним эффектам, ни к какому театральничанью… чтобы очаровать слушателя. Нигде не дает себе чувствовать стремление угождать известным, общепринятым на итальянской сцене рутинно-эффектным приемам… Лавровская никогда не выходит за пределы строгой целомудренной художественности…”. Лавровская подала Чайковскому мысль написать оперу на сюжет “Евгения Онегина” Пушкина. Чайковский посвятил Лавровской шесть романсов (ор. 27, № 1—6) — “На сон грядущий”, “Смотри, вон облако”, “Не отходи от меня”, “Вечер”, “Али мать меня рожала”, “Моя баловница” и вокальный квартет “Ночь” (1-е исп. 9 окт. 1893); в расчёте на голос Лавровской он написал партию Морозовой в своей опере “Опричник”. С. В. Рахманинов посвятил ей романсы «Она, как полдень, хороша» ор. 14 № 9, 1896, «В моей душе» ор. 14 № 10, 1896. Сергей Танеев посвятил Лавровской романс “Люди спят”.

Лавровская неоднократно пела во многих городах западной Европы и везде пользовалась громадным успехом. В лейпцигском Konzerthaus можно видеть прекрасный её портрет. Несколько раз Лавровская гастролировала и на российских императорских сценах; так, например, она пела на 50-ти летнем юбилее оперы “Жизнь за Царя” на петербургской сцене. В концертах выступала в ансамбле с пианисткой С. Малоземовой, иногда с А. Зилоти и С. Танеевым, У. Мазетти (в 1901). В 1899 принимала участие в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

С 1888 и до своей смерти была профессором Московской консерватории с 1917 года “заслуженный профессор” консерватории. Воспитала плеяду выдающихся певцов и певиц: Б. Абрамова, С. Августинович, А. Бреви, В. Быстров, Н. Веков, В. Гепецкий, М. Дулова, Е. Збруева, О. Китаева, M. З. Лебедева, С. Лысенкова, В. Малышев. Л. М. Маркова, М. Махарина, Н. Миланова, А. Мосин, Н. Новоспасская, Е. Обокевич, И. Парамонов, А. Пасхалова, А. Политова, М. Полякова, Р. Радина, В. Рыбальченко, М. Слонов, Н. Соколова-Mшанская, К. Тугаринова, В. Цветков, Е. Цветкова, М. Чупрынников, В. Харитонова, Е. Шаврова-Юст, А. Шперлинг.

Лавровская была дружна с Ф. Достоевским (вела с ним переписку), Н. Рубинштейном, С. Танеевым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым, И. Тургеневым, Инайят Ханом.

Имеются портреты певицы художников И. Крамского и В. Маковского.

Литература

    * Концерт Е. А. Лавровской // Муз. свет. 1877. № 12. С. 136—137
    * Елизавета Андреевна Лавровская // Наши деятели. — СПб., 1879. Т. 6. С. 86—89
    * Кругликов С. Концерт г-жи Лавровской // Артист. 1890. № 6. С. 126 128
    * К[ашкин] Н. Двадцатипятилетие артистической деятельности E. А. Лавровской // Рус. ведомости. 1893. 24 янв. № 23
    * Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2071 — 2072
    * Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898
    * Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 58—59, 254— 255
    * Яголим Б. Е. А. Лавровская. (К 30-летию со дня смерти) // Сов. музыка. 1949. № 3
    * Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады. — М., 1958. С. 219—220
    * Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма. — Л., 1959. С. 296, 306, 354—355
    * Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969. С. 164—165
    * Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. Н. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 16, 77, 125
    * Соколов Н. Краса русской оперы // Сов. музыка. 1970. № 12. С. 148—149
    * Яковлева А. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. — Л., 1982. С. 36—56
    * Шиков В. Музыканты Верхневолжья. — М., 1984. С. 55—72.

    * Biography of Pir-O-Murshid Inayat Khan. Autobiography. Eastwest Books 1979 (Madras). 628 pages. ISBN: 0856920134

Номер фонда в РГАЛИ : 787
Лавровская Е. А.
Крайние даты документов: 1864 – 1922 гг.
Количество единиц хранения: 74

Письмо Е. А. Лавровской к В. И. Масловой (1896). Письма к Е. А. Лавровской: А. С. Аренского 2 (1888, 1903), Ф. Д. Батюшкова (1913), М. Баттистини (1913), П. Виардо 2 (1872 и б. д.), И. А. Всеволожского 2 (1886), А. К. Глазунова (1912), А. П. Заблоцкого-Десятовского (1873), Е. И. Збруевой (1902), В. А. Крылова (1904), Ц. А. Кюи 2 (1913, 1914), Э. Ф. Направника (1894), И. П. Прянишникова 3 (1889 – 1900), В. В. Самойлова (б. д.), В. И. Сафонова 3 (1902 и б. д.), И. М. Сеченова 2 (1901 и б. д.), Н. И. Стороженко (б. д.), С. И. Танеева 7 (1886 – 1910), П. И. Чайковского (1889), Л. И. Шестаковой (1904) и др. Всего 51 корр. Дарственные надписи Е. А. Лавровской на нотах: А. Н. Серова (1868), С. И. Танеева 5 (1895 – 1909), П. И. Чайковского (1884). Грамота о присвоении Е. А. Лавровской звания почетного члена Петербургского отделения Русского музыкального о-ва с письмом за подписью А. Г. Рубинштейна и др. (1887), отзывы о выступлениях Е. А. Лавровской – газ. выр. (1888 – 1913). Фото Э. Ф. Направника с дарственной надписью Е. А. Лавровской (1871). Письмо и фото с дарственной надписью К. С. Станиславского Е. Ф. Цертелевой (1922).